Ak-Sai Travel
 
Русский   English   Deutsche   Spanish   French
Главная     Контакты     Карта сайта  
| | | | | | | | | |

Быт и культура

юртаЖилище

Селились кыргызы обычно аилами, создававшимися по родовому признаку. Зимние стоянки располагались на небольшой высоте в долинах и ущельях, защищенных от ветра, вблизи воды и земельных угодий. Здесь устанавливались юрты, строились навесы, загоны для скота. Постепенно на зимовьях стало появляться постоянное жилье и вырастали селения. При этом часть населения продолжала жить в юртах или использовала их в качестве второго жилья. Юрта является ценным памятником культуры кыргызского народа. Юрта- переносное жилище, в котором проходила вся жизнь кочевника. Юрта появилась в конце 8-начале 7 вв. до н.э., когда пастушеские оседлые и полуоседлые племена перешли к кочевому скотоводству. В эпоху патриархально- родовых отношений юрта имела большие размеры и иногда вмещала до 200 человек.

Конструкция юрты усовершенствовалась кочевниками на протяжении многих веков. Она быстро собирается из отдельных составных частей и также быстро разбирается. Ее составные части удобны для транспортировки на лошадях, яках или верблюдах. Сборка юрты начинается с установки дверной коробки. Затем устанавливаются стенки, а потом купол полусферической формы с обручем -тундуком. Образуемое тундуком отверстие служит для освещения юрты и дымоходом для очага.


тундукВход юрты закрывается циновкой из стеблей чия, обшитой кошмой, или на дверную коробку навешивается деревянная дверь. С внешней стороны решетчатая стенка юрты обтягивается циновкой, сплетенной из стеблей чия, а затем войлоком. На куполе юрты по периметру круга укладывают полосы орнаментов, а затем два-три слоя войлока. Отверстие, образованное тундуком, на ночь закрывается квадратным куском войлока. Внутри и снаружи юрты украшаются орнаментами в виде нашитых аппликаций, выполненными на коврах или войлоке. Высота юрты составляет 3 м-3,5 м. Внутреннее убранство юрты складывалось веками.

В центре юрты отводится место (коломто) для очага, который обогревает все помещение. Над ним на подставке ставится котел. Земляной пол юрты покрывается кошмами, овечьими и телячьими шкурами, коврами. На стене иногда вывешивается бархатный ковер- туш-кийиз. Посуда, хозяйственные принадлежности, одежда хранятся в мешках, которые в строго определенном порядке подвешиваются к решетчатой стенке юрты. Юрта делится на две половины: мужскую и женскую.


На мужской половине, расположенной слева от входа, складываются и развешиваются принадлежности, связанные с уходом за скотом, конское и охотничье снаряжение. Женская половина расположена справа от входа. На женской половине отводится место для посуды и запаса продуктов. Напротив входа, за очагом, у стенки юрты располагается почетное место для гостей. Там же в сундуках или мешках хранятся ценные вещи, одежда, складываются стопкой одеяла, подушки, ковры. Здесь же- место для сна. Освещалась юрта при помощи жирового светильника (чырак), который ставился на деревянную подставку. Позже для освещения стали применять керосиновые лампы. Внутреннее и внешнее убранство юрты отражают материальный достаток хозяев. Юрты зажиточных владельцев отличаются большими размерами, хорошим качеством войлока, наличием полос орнаментов, большим количеством ковров, циновок из чия, вышивок. У богатых хозяев может быть не одна, а несколько юрт: для отдельных членов семьи, для гостей, для женатых сыновей, для приготовления пищи.

Жилища киргизов, перешедших к оседлости и занимающихся земледелием, представляли собой дома, сложенные из саманного кирпича. Саманный кирпич представлял собой глину, замешанную с мелко изрезанной травой, высушенной на солнце. В интерьере дома киргизов, как и раньше, большую роль играют войлочные ковры, настенные панно с вышивкой, сундуки для хранения вещей.

Обряды и обычаи

Общественный быт киргизов определял кочевой образ жизни. Монотонное течение жизни на кочевьях нарушали семейные праздники, в которых принимали участие все жители аила. Рождение мальчика, его обрезание, свадьбы, поминки всегда сопровождались обильным угощением.
Семьи у киргизов обычно большие, все родственники живут вместе. Главой семьи всегда являлся отец, который распоряжался всем имуществом. Жена была лишена права голоса и имуществом не владела. В случае смерти мужа дети оставались в семьях у родственников. Вдову, бывало, выдавали замуж за брата умершего. Похоронный обряд проходил в день смерти, покойника хоронили в саване, на могиле ставили глинобитное сооружение типа мавзолея. Поминки по усопшему устраивались на третий, седьмой и сороковой день и через год после смерти. По женщине поминки не справлялись.

Обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой очень разнообразны и интересны. Свадебные игры, уплата калыма, приданое невесты, обмен одеждой между новыми родственниками, проводы невесты и другие обрядовые действия, связанные со свадьбой, в модернизированном виде неукоснительно соблюдаются и в настоящее время.

Одежда

Одежда киргизов также была приспособлена для условий жизни, обусловленных видом деятельности. Это была ситцевая или бязевая рубаха, просторные штаны на завязке. Поверх рубахи надевался камзол, сшитый приталено, в холодную погоду поверх которого надевался халат на вате или домотканого сукна. Зимняя одежда киргизов - это овчинные тулупы и штаны из овечьей шерсти мехом вовнутрь. Обувь киргизов - это сапоги на мягкой подошве без каблуков. Летний головной убор киргиза - шапка из тонкого, белого войлока с отворотами-полями из чёрного бархата. Зимний головной убор представлял собой шапку-ушанку из овечьих шкур.

Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем, и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка или камзол. У девушек и молодых женщин безрукавки и камзолы из цветного бархата, одежда замужних женщин состояла из своеобразной юбки с широким поясом и яркой вышивкой, которую шили из овечьих шкур, мех расположен внутрь. Их носили в холодное время года. На голове у замужней женщины можно видеть головной убор-тюрбан из тонкой кисеи, девушки носили круглые шапочки, отороченные пушистым мехом и украшенные перьями филина. Современная одежда киргизов обычна.

Прикладное искусство

Кыргызская культура складывалась своеобразно. Кыргызы в прошлом занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Кочевой образ жизни накладывал отпечаток на весь их быт- жилище, одежду, предметы домашнего обихода. Домашние ремесла были связаны с обработкой продуктов скотоводства-шерсти, кожи, шкур.

Развитие промыслов и ремесел у кыргызов было обусловлено не только практическими потребностями домашнего хозяйства и быта, но и духовными запросами, неиссякаемой любовью народа к красоте. Кочевой уклад жизни ограничивал творческие возможности, но тем не менее наружное и внутреннее убранство юрты, женские украшения, предметы домашнего обихода (посуда, сундуки, футляры для пиал, конская сбруя и др.) отмечены печатью художественного творчества. Многие предметы старого кочевнического быта являются произведениями подлинного искусства.

Основными видами кыргызского декоративно-прикладного искусства были и остаются в значительной мере и до нашего времени - изготовление узорных, войлочных ковров разных типов и других предметов домашнего обихода из орнаментального войлока, выделка шерстяных ворсовых ковров, узорное ткачество, вышивка, плетение узорных циновок из стеблей степного растения чия, обмотанных цветной шерстью, изготовление узорных изделий из кожи, резьба по дереву, художественная обработка металлов. Кроме вышеперечисленных традиционных видов народного прикладного искусства у кыргызов появились сравнительно недавно и некоторые новые виды художественной обработки предметов быта - ручное плетение из шерсти и шелка, вязание кружев, плетение из кожи, цветная роспись по дереву, резьба по кости. Красота природы, постоянно окружавшей кочевника, оказала влияние на народное искусство. Народ исстари стремился к яркому, красочному оформлению своего быта. Он создал свои, складывавшиеся веками, орнаментальные мотивы, которые стали основным художественным средством в украшении. Основанные на народной инициативе, они бесконечно разнообразны.

Национальные игры и состязания

Увлекательное и захватывающее зрелище представляют собой национальные игры и спортивные состязания кыргызов. Вам будет интересно не только увидеть, но и поучаствовать в них, проверить свою силу, ловкость и смекалку.

Как и несколько веков назад, любимым развлечением киргизов является охота с ловчими птицами и состязания на конях. Силы, смелости, ловкости и сноровки, настойчивости требуют состязания джигитов "атчабыш" - скачки на 20-30 км и "джорго-салыш" - скачки иноходцев на 2-10 км, захватывающая борьба на конях "оодарыш". Но самым ярким зрелищем является борьба всадников за тушу "Улак тартыш" или "Кок бору", выявляющая силу, отвагу, удаль и ловкость состязающихся. Интереснейшая конная игра "кыз куумай" (догони девушку) издавна распространена среди кыргызской молодежи. Девушка начинает скачку несколько раньше джигита, который обязан догнать ее и поцеловать или коснуться рукой. В случае если джигит не догонит девушку, он выбывает из дальнейших соревнований. Только самым ловким и отважным по плечу наиболее сложные из состязаний на конях: "джамбы атмай" - стрельба на скаку по мишени и "тыйин энмей" - доставание на скаку с земли монеты, которая лежит в яме на глубине 1,5-2 см.

Ни один национальный праздник или торжество не обходятся без силовых состязаний мужчин, из которых особой популярностью пользуются перетягивание каната -"аркан тартмай" и поясная борьба - "куреш". Участники "куреш" выходят в круг, сближаются и берут друг друга за пояс. Необходимо соблюдать одно из условий - не отрывать рук от пояса "противника". Победитель тот, кто положит соперника на обе лопатки.

«Тогуз коргоол» — это киргизская настольная логическая игра, являющаяся национальным видом спорта. Она имеет свою национальную федерацию, регулярно проводятся чемпионаты по этой игре, присваивается звание мастера спорта Киргизии.

Фольклор

Кыргызский народ с давних времен славился своей музыкальностью. Свою музыку, уходящую корнями в глубь веков, кыргызы разделяют на песни и кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов.


Наиболее популярным музыкальным инструментом является трехструнный щипковый комуз. Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый темир ооз комуз. В народной музыкальной практике применяются язычковый жигач ооз комуз, духовой флейтовый чоор, духовой тростевый сурнай. У кыргызов традиционным является сольное музицирование. Популярно поочередное, в форме состязания, выступление музыкантов и певцов. Фольклор в прошлом существовал в исключительно устном виде.Исполнители перенимали музыку друг у друга на слух, при этом становились не только интерпретаторами, но и соавторами или даже создателями нового варианта музыкального произведения.

Кю передавались от поколения к поколению, и каждый исполнитель вносил в произведение свои новые детали. Поэтому характерной чертой кыргызской инструментальной музыки является ее вариационность.

Большинство кыргызских кю имеет программный и повествовательный характер. Кыргызские кю вобрали в себя разнообразные темы. Это бытовые повествования, описания явлений природы и животного мира. Кю также создавались под непосредственным влиянием эпоса и его мотивов. Особой разновидностью кыргызского песенного фольклора является акынское песнотворчество. Акын- народный певец- импровизатор. Талантливый акын-виртуоз отличается своими хорошими вокальными данными и богатым поэтическим даром. Акын сопровождает свое пение игрой на комузе. Для акынского пения свойственны импровизация, непринужденность развития музыкально-поэтической мысли, интонационно-ритмическая свобода, речитативная манера исполнения.

Комузное сопровождение очень часто дублирует акынский голос, а в начале, в конце и между куплетами песни звучат инструментальные отыгрыши на комузе. Кыргызский эпос, корнями уходящий в глубь веков, повествует о жизни и подвигах богатырей, знаменательных событиях истории. Особое место занимает народная эпическая трилогия "Манас", которую можно назвать энциклопедией кыргызов.


В ней в широком плане отображены история, географические знания, представления об окружающей природе, религиозные понятия, этнический состав кыргызского народа, его быт, обычаи, нравы, философские, этические взгляды, суждения о человеческом достоинстве и пороках, эстетические вкусы, поэтика и язык. Эпос "Манас" имеет тысячелетнюю историю и превосходит по объему многие известные эпосы мира. Он полностью сложен стихами и включает 500 тысяч стихотворных строк. Идейный пафос эпоса связан с непримиримой борьбой кыргызов за независимость и нацелен на идею объединения. Вождем и вдохновителем народа является богатырь Манас. Вокруг этого основного образа развиваются события трилогии.

Трилогия состоит из трех героических поэм: "Манас", "Семетей" и "Сейтек". Эпос "Манас" является ярким примером народного творчества, включающего в себя слово, мелодию и элементы актерского искусства. Манасчи - сказитель эпоса "Манас"  - выступает без инструментального сопровождения и исполняет эпос нараспев.



Ak-Sai Travel
Публикации | Карта сайта | Блог

Путешествуй с нами: Иссык-куль, пик Ленина, пик Хан-Тенгри, пик Победы!
а также другие направления туризма в Кыргызстане и бронирование авиабилетов.
азиЯ туристическаЯ - интернет каталог
Рейтинг@Mail.ru